Мы в соцсетях:

Есть идея!
 
Войти | Регистрация
или войти через
Мой педиатр
Академия картинга

Новости

Подпишись на рассылку

Видеожурнал

Праздники лета


Русский народный календарь похож на расшитое орнаментом полотно, где красной нитью заплетаются в узоры богатые культурные обычаи  и  удивительное видение круга жизни. В нем сохранился и свод обрядов, и знания природы, и порядки русского быта. Но, пожалуй, ничто не отразит так полно душу и воззрения русского народа, как те праздники, которые отмечали наши предки.  В них тесно переплелись языческие культы древних славян и  христианские верования, обогащая  друг друга и дополняя. 


P1040675ф.jpg


Летний цикл праздников


На Руси календарь назывался месяцесловом. Охватывал он весь год крестьянской жизни месяц за месяцем. И не было в нем дней «неотмеченных», каждый был сложен  днем минувшим и готовил новый. Влияние на календарь оказывали времена года, а представления о них складывались у наших предков из реальных природных и климатических условий. Самым длинным сезоном оказывалась зима, поэтому, как и сейчас приходу тепла и солнца очень радовались.  Летний круг праздников – красочный и веселый.  Природа оживает и буйствует, а жизнь расцветает во всех ее проявлениях.  Праздники лета – это праздники культа рождения и плодородия.


Семик-троица или «Зеленые святки»


У наших предков троицын день и предшествующий ему четверг – семик, был одним из самых важных летних народных праздников. По разнообразию и сложности обрядов семицко-троицкий комплекс можно было сравнить лишь с масленицей или святками. Основой этого праздника стал культ растительности. На Руси чаще всего использовали ветви берез. Зеленью украшали дома, молодые деревца ставили во дворах на улице, а позже обычай вошел и в церковный ритуал: там устилали пол душистыми травами, а к обедне приходили с букетами цветов. 

Важным обрядом было завивание березки, который проходил в Семик - за три дня до Троицы.  Участвовали в этом ритуале молодые девушки. Большой группой они шли в ближайший лес около ржаного поля, где скручивали ветки  вроде венка, заплетали в косички, пригибали ветви к земле и переплетали с травой.  Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы со своим суженым, а завивая  березки, желали выздоровления своим родным. После этого вокруг деревца водили хороводы, пели песни, а затем под ними устраивали пиршества. Основными блюдами были яичница, пироги и лепешки. 

На Троицу девушки возвращались в лес расплетать березки и снова устраивали праздничную трапезу. В этот день также проводили обряд кумления.  Близкие подруги подходили к завитому на березке венку, целовались через него и говорили: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». После этого ритуала девушки обменивались подарками и нательными крестиками.  Считалось, что с этого момента подруги вступали в духовное родство.  

Троицкую неделю также называли «русальной». По древним поверьям,  русалки выходили из воды, гуляли по лесам и полям и могли защекотать встречного путника насмерть. 

Верили раньше еще в одного лесного духа – Морену.  Этот женский мифический персонаж обладал удивительной красотой и дьявольской силой. Морена могла сбить с пути молодого неженатого мужчину и погубить его сердце. В этот день разжигали костры и старались сжечь в нем как можно больше веток, чтобы изгнать Морену, ведь этот лесной дух очень боялся огня. 

Иван Купала


В языческие времена Иван Купала был главным годовым праздником среди многих европейских народов.  Во Франции ивановский костер разжигал сам король! Но среди славян самым пышным и богатым обрядами, праздник был у украинцев и белорусов. На Руси многие из ритуалов из-за Петрова поста были перенесены на Троицу, но и у нас было множество интересных традиций, связанных с этим днем.


P1050173ф.jpg


По новому календарю Иван Купала приходился на 24 июня. В это время природа была на пике расцвета, а солнце достигало своего апогея. Все поверья, относимые к Иванову дню, связаны с культом небесного светила, водой, огнем и травами.  

Растения в эту ночь наделялись чудесными свойствами. На Руси было принято собирать под Купалу травы для лечения и «ворожбы». Из уст в уста передавалась  легенда о папоротнике, который цвел в эту ночь. И счастливцу, который сможет отыскать его огненный цветок будут открыты все клады мира. 

У многих народов костер был главным купальским ритуалом, но на Руси этот  обряд не был так широко распространен. Зато обычай купаться в канун праздника был практически везде. Иногда купания сопровождались гаданием. Девушки пускали по воде венки  и букеты из трав. А в северных частях страны, где погода была сурова, обязательно еще и парились в бане. Даже заготавливали специальные веники из цветов и трав. Потом, как и венки, пускали их по воде, чтобы узнать свою судьбу. Если утонет - дурной знак, ждать обмана от любимого, а по течению поплывет - скоро свадьбу играть.

В некоторых местах в этот день проводили обрядовую трапезу. Пели песни и водили хороводы. Но запрещенные постом увеселения и купальские ритуалы  были перенесены на Петров день.

Петров день 


Петров день – день окончания поста.  Он идет следом за празднованием Иван Купалы – 12 июля (29 июня по старому календарю). С этим праздником связано много веселых игр, забав и обрядов –  в это время на Руси водили хороводы, пели песни и качались на качелях и устраивали пышные трапезы.

Обычай «Караулить солнце» в Петров день имеет особое значение и берет начало с древних времен. Девушки и юноши собирались вместе, приносили с собой  косы, сковороды, заслонки, начинали ими греметь и изгонять из полей злых духов и нечисть. Все это сопровождалось веселыми песнями и смехом. А под утро шумная толпа отправлялась в лес встречать восход. По народному поверью солнце в день Петра и Павла «играет» на небесах, скачет по небу и переливается разными цветами.

Позже у молодежи появился еще один обычай – собирать на селе все что под руку попадется, обрывать урожай в огородах, а кое-где могли даже  подшутить над соседом –завалить дверь в избу так, что на утро он с трудом мог выйти. Утром хозяева выходили искать свои вещи и бранили молодых за шалости.

Три Спаса


Последний летний месяц особенно богат на православные праздники.  Спасы или спасовки - так в народе обозначали первую половину августа. Название эти даны в честь Иисуса Христа-Спасителя. Но в традиции празднования спасов есть и языческие корни.

P1050032ф.jpgТри праздника, посвященные Всемилостивому Спасу имеют тесную связь с празднуемыми в этот день церковью событиями. Медовый Спас соотнесен с православным церковным празднеством — «Происхождение (изнесение) Честного Животворящего Креста Господня», Яблочный Спас справляют в тот же день, что и преображение Господне, а Хлебный или Ореховый спас — в день, отмечаемый церковью как «Перенесение нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едесы в Царьград».

Первым отмечается Медовый Спас. Его справляют 14 августа. Раньше считалось, что мед, собранный в это время обладает особыми целебными свойствами. До первого спаса мед не ели, он был «незрелым». После сбора, мед обязательно освещали в церкви. А к празднику хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и медом, пироги и плюшки. 

В этот же день поминают мучеников Маккавеев, поэтому кроме меда, освещают еще и мак. Нередко на праздничном столе можно было увидеть традиционное блюдо – маковый рулет. С Медового Спаса начинались проводы лета.

Второй Спас Яблочный.  Его отмечали 19 августа. На Руси этот день сопровождался шумными праздниками. Сразу после заката в деревнях распевали песни и накрывали праздничный постный стол, где были и пироги я яблоками, и компот, я запечный с сахаром груши. Но до этого дня есть овощи и фрукты, кроме огурцов, запрещалось. 

Последний Спас – Ореховый, а иногда его называют Хлебным. К 29 августа в лесах поспевали орехи. В эти дни устраивали гулянья с гаданиями. Чем больше соберет орехов семья, тем больше радости в их доме будет. Было также принято печь хлеб  и раздавать его бедным. Родных и прохожих угощали орехами.

В народе считалось, что на Ореховый Спас улетают аисты, а значит и осень уже на пороге. «Пришел Спас – и лето от нас» - напоминали присказки.



Народный календарь листала Екатерина Фёдорова

(с) "Вы и Ваш ребёнок №98 


  • Крещение Господне
    Крещение Господне

    Крещение Господне отмечается православными христианами 19 января и является одним из важнейших церковных праздников. Святочные гуляния начинаются с Рождества Христова, длятся 12 дней и заканчиваются праздником Крещения Господня (Богоявления). Не менее важен Крещенский сочельник - вечер 18 января....

  • Стихи о Крещении Господнем и поздравления с Крещением
    Стихи о Крещении Господнем и поздравления с Крещением

    Господь пришел смиренно Людские смыть грехи. С главою преклоненной Стоит Он у реки. И просит кротко, Чистый, Крестить Его, как всех, Хоть Он и чище чистых, Хоть Он святее всех! Спросил Его Креститель: "Могу ль Тебя крестить?" В ответ сказал Спаситель: "Оставь, так...

  • Крещенские купания: полезные советы
    Крещенские купания: полезные советы

    Совсем скоро наступит один из значимых праздников в православном мире - 19 января христиане отмечают Крещение Господне или, как его еще называют, Святое Богоявление. В канун этого праздника многие, следуя старинной традиции или просто отдавая дань моде, желают окунуться в проруби. Люди верят, что...

  • Святочные гадания
    Святочные гадания

    Святки начинаются в ночь с 6 на 7 января и заканчиваются в ночь на 19 января. Эти две святочные недели соединяют Рождество и Крещение. Жизнь верующих во время святочных недель переворачивается: ведь в эти дни разрешается делать многое из того, что запрещено в течение всего года после Святок....

  • Дети, рожденные в год Собаки, - какие они?
    Дети, рожденные в год Собаки, - какие они?

    2018 год – это год желтой земляной Собаки по восточному календарю. На смену норовистому огненному Петуху к нам спешит дружелюбная и общительная Собака. Те родители, кто запланировал или уже ждёт рождение ребенка в 2018 году, наверняка интересуются, какой характер будет у их любимого чада. Все мы...

Возврат к списку

Написать комментарий
CAPTCHA
Введите код с картинки