Мы в соцсетях:

 
Войти | Регистрация
или войти через
Супермаркет детских автокресел
Рерих. Живые полотна

Подпишись на рассылку

ЖурналАрхив

Забытые детские игры: салки, классики, резиночка

классики, забытые детские игрыВ моём советском детстве не было компьютера с безлимитным интернетом. Кабельного телевидения с выбором из 70 с лишним каналов. И хитроумных развивающих игрушек тоже не было. И – как ни удивительно – детство было бесконечно счастливым. В нём был мяч, взлетающий в небо одновременно со звонким «Хали-Хало!». Тёплые ладошки соседских девчонок в обеих руках и разноголосое: «Калим-бам-ба! На что слуга?..». Истрепанная бельевая резинка (то ещё сокровище в эпоху тотального дефицита!) и жестяная банка из-под монпансье, набитая песком, - чтобы прыгать в «резиночку» и классики. Сегодняшних девочек за подобными занятиями увидишь редко. Не хотят? Да нет, скорее, просто не знают правил игры… Что ж, готовьте мелки, резиночку и банку из-под леденцов. Попробуем «вспомнить всё».

САЛКИ

Правила игры в салки (они же «пятнашки», «ловитки» и «ловишки») просты: один или несколько водящих ловят игроков и, когда поймают, меняются с ними ролями. Водящий-«салка» выбирается по жребию или считалкой. Перед началом игры устанавливаются границы площадки, за которые нельзя выбегать: покинувший их автоматически становится водящим. Игроки разбегаются по площадке, и водящий с криком «Я салка!» начинает их ловить. Чтобы осалить игрока, нужно дотронуться до него рукой или заранее оговоренным предметом, но не хватать и не тащить. Каждый новый водящий должен высоко поднять руку и объявить: «Я салка!», чтобы дети знали, от кого им спасаться на этот раз.

салки, забытые детские игры, дворовые игры
По желанию можно немного разнообразить условия игры. Например, начертить в пределах площадки «домик», в котором дети спасаются от водящего, - вот у вас и «салки с домом». Только не забудьте предупредить детей, что долго «отсиживаться» в домике нельзя! В «салках-пересекалках» убегающие могут выручать друг друга: нужно перебежать дорогу между водящим и тем, кого он догоняет. Если кто-то перебежит дорогу, то «салка» должен ловить именно его. Салки «Давай руку!» улучшают взаимодействие между детьми. Убегающий может крикнуть: «Дай руку!», и если кто-то из ребят возьмет его за руку, водящий не имеет права осаливать эту «сладкую парочку». Но если к ним присоединится еще один ребенок, то есть взявшихся за руки деток будет трое, то «салка» имеет право поймать любого крайнего игрока. 

КЛАССИКИ

Некогда популярные, а сегодня почти забытые, «классики» - не просто занимательная игра. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. Для игры нам понадобится: сухой асфальт (прямоугольник примерно 2м х 1м), мелки и бита. Биту при желании можно заменить шайбой или плоским камнем, но куда интереснее сделать её собственноручно! Берем плоскую металлическую баночку (из-под гуталина, крема для обуви или леденцов – от чего найдете) и плотно набиваем ее песком. Бита должна получиться довольно тяжелой. Она не должна раскрываться от удара об асфальт, поэтому знатоки «классиков» биту слегка деформируют (вгибают). Если не нашли подходящую баночку – не беда: можно сделать биту из двух крышек – капроновой и жестяной. Насыпьте между ними песок и закрепите (для прочности можно обмотать изолентой).

классики, забытые детские игры Затем расчерчиваем асфальт на «классики» - их может быть 8 или 10 (в каждом дворе были свои особенности игры, поэтому единых правил нет). Рисуем прямоугольник с двумя рядами по 4 или 5 клеточек соответственно. Нумерация начинается с левой нижней клеточки (класса) до левой верхней и продолжается с правого верхнего до правого нижнего класса. Если хотите усложнить игру – добавьте клетку «огонь». Если бита случайно попадет в нее, то все достижения «сгорят» и придется начать игру с самого начала.

Первый игрок начинает игру, бросая биту в «первый класс» - левую нижнюю клеточку. Затем, прыгая, он толкает ногой биту во второй «классик», в третий и так далее. Одновременно нужно самому перепрыгивать, не задевая линий. Из последнего «классика» нужно вытолкнуть биту за пределы поля. После успешного окончания первого кона игрок бросает биту во второй квадрат, после окончания второго кона – в третий, и так далее.

В первом уровне, который состоит из 8 или 10 конов соответственно, игроки просто перешагивают из клеточки в клеточку, стоя на двух ногах. Затем следуют более сложные уровни с тем же количеством конов. Например, такие:

Второй – прыгаем по «классикам» на одной ноге.
Третий – «кочерга». Прыгаем на правой ноге, а биту пинаем всегда влево. Можно отдохнуть на пятом квадрате, стоя на двух ногах.
Четвертый – прыгаем на левой ноге, а биту пинаем вправо. "Переменка" - на шестом квадрате.
Пятый - прыгаем и пинаем биту двумя ногами сразу.
Шестой - прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9).
Седьмой - нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются рассмешить.
Восьмой - можно кидать биту из пятого класса (квадрата).
Девятый - кидаем биту на "9" и прыгаем с закрытыми глазами.
Десятый - ручеек (10 раз на одной ноге из первого - в десятый), а биту при этом можно не трогать.

При этом в одном классе нельзя стоять двумя ногами (за исключением первого и пятого уровня и оговоренных «переменок»): даже самое легкое касание второй ногой означает переход хода. Также нельзя топтаться и подталкивать биту в пределах одного класса. Если бита попала на линию, вылетела за пределы поля или угодила не в тот «класс» - ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот игроков, который прошел все уровни от начала и до конца.

РЕЗИНОЧКА

Еще одно сокровище из времен советского детства – это обычная бельевая резинка длиной от 2 до 4 метров, связанная в кольцо. Если одновременно в одной точке пространства оказывались 2-3 девочки и резиночка, то моментально начиналась игра – «на радость» учителям в школьных коридорах и соседям снизу, если скакали дома.

Для игры в резиночку требуется не меньше трех игроков (третьего игрока может заменить стул, столб или дерево, подходящее по диаметру). Двое игроков растягивают резиночку и надевают себе на ноги, а третий должен пропрыгать через эту преграду определенные комбинации. Если попытка оказывалась удачной, то резинка поднималась выше. Если прыжок не удался, то игрок меняется местами с одним из держащих резиночку (если играют две пары, то игрока может попробовать «выручить» партнер по команде). Теоретически существует семь уровней, но обычно удавалось доходить максимум до четвертого:

- первые – резиночка на уровне щиколоток
- вторые - на уровне колен
- третьи - на уровне бедер
- четвертые - на уровне пояса
- пятые - на уровне груди
- шестые - на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.

Жестких правил и комбинаций прыжков нет – в каждом дворе игра шла по своим правилам. Обычно те, на ком держится резиночка, имели право «заказывать» фигуры. Начинали с «простых» (надо прыгать так, чтобы ноги оказывались по обе стороны то одной, то другой резинки - как бы садиться верхом на каждую резинку). Наступать на резинку нельзя. Можно заказывать любое количество: «двое простых», «десять простых», «с остановкой» или без. Если удалось успешно проскакать «простые» на каждом уровне, то переходим к следующим комбинациям. Например, к «пешеходам» - нужно наступить каждой ногой на резинку и в прыжке поменять ноги 4 или 5 раз, проговаривая «пе-ше-хо-ды» или «пе-ше-хо-ди-ки». Или к «ступенькам» - прыгаем двумя ногами (вместе) - подпрыгиваем, зацепляем одну резинку, наступая на другую, потом одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны.

Можно изменять не только высоту, но и ширину резиночки. Обычно она натягивалась на ширине плеч, но можно попробовать поскакать "узенькие" (те, кто держит резиночку, сдвигают ноги близко-близко) или "совсем узенькие" (резинка на одной ноге, чтобы прыгать через нее было совсем неудобно). В общем, если подключить фантазию, то можно скакать, не повторяясь, целое лето все дни напролет!

«А вот мы прыгали совсем не так…», - задумчиво сказали Вы, прочитав эту статью. Так выключите компьютер, возьмите мелки или бельевую резинку и выходите со своей дочкой на улицу! Расчертите «классы», натяните резиночку, - и ноги сами вспомнят, как оно было тогда, в далеком и солнечном детстве…

Инга Мацина

  • Возвращение к Шекспиру
    Возвращение к Шекспиру

    В рамках Года языка и литературы Великобритании в России проходит серия событий, лекций и конкурсов, посвященных творчеству Уильяма Шекспира. И хотя в этом году исполнится 400 лет со дня смерти великого драматурга, его личность остается одной из самых волнующих загадок, над которой бьется не одно...

  • Выпускной в детском саду: что нужно знать о нём?
    Выпускной в детском саду: что нужно знать о нём?

    Каждый малыш с нетерпением ждёт свой выпускной в детском саду. Для ребенка это шаг во взрослую школьную жизнь.  Детки, посещающие последнюю подготовительную группу в детском саду, считают себя уже достаточно большими и взрослыми. Необходимо ли проводить выпускной в детском саду? Выпускной...

  • Развитие дизайн-мышления у детей – как пригодится детям в жизни? Детская школа дизайна
    Развитие дизайн-мышления у детей – как пригодится детям в жизни? Детская школа дизайна

    Детская Школа Дизайна MDA – место, где ребята развивают свои творческие способности в атмосфере вдохновения и фантазии. Открытая в 2014 Александром Казариным (ранее открыл и возглавлял кафедру графического дизайна в ННГАСУ), Школа была задумана как спайка художественной школы и дизайн-школы с проф....

  • Спанч Боб – детский мультперсонаж или абсолютное зло?
    Спанч Боб – детский мультперсонаж или абсолютное зло?

    Губка Боб появился на телеэкранах в 1999 году. Он завоевал симпатии по всему миру, став одним из самых известных мультперсонажей. Но многие родители считают, что его нельзя назвать детским, и приводят достойные аргументы. Кем же в действительности является Спанч Боб: веселым антигероем или...

  • Методика Жохова: взгляд изнутри
    Методика Жохова: взгляд изнутри

    В этом учебном году в России открылось 75 новых классов по методике Владимира Ивановича Жохова. Интерес к ней огромный, потому что дети уже в конце первого класса легко умножают двузначные числа, хорошо разбираются в структуре русского языка, а еще мало болеют и умеют дружить.  Кто такой...

Возврат к списку

Комментарии

29.01.2016 | Настя:

Спасибо

Комментировать
Написать комментарий
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите код с картинки
Назад
Написать комментарий
CAPTCHA
  • Проверка PR и ТИЦ
  • Яндекс.Метрика
© 2016 Мамуськи.ru